«Когда нужна помощь дефектолога?» Об этом и не только — учитель-дефектолог Людмила Троцкая (Малоритский район)

Порой многие родители откладывают поход к дефектологу, ссылаясь на то, что ребёнок ещё маленький  и многие речевые дефекты пройдут с возрастом. Но именно своевременная коррекция способна избавить и ребёнка, и родителей от долгой и сложной работы. О том, на что вовремя следует обратить внимание родителей, рассказала учитель-дефектолог СШ №1 г. Малорита Людмила Троцкая.

— Как определить родителям, что его ребёнок нуждается в помощи дефектолога?

— К специалисту нужно обратиться, если: в полтора года ребёнок не использует в речи отдельные слова и слоги типа «ма-ма», «па-па», «ням-ням»; в 2 года ребёнок не разговаривает; в 2,5-3 года нет элементарной фразовой речи, например, «дай пи» (дай пить); к трём годам у ребёнка сохраняется повышенное слюнотечение; с четырёх лет нарушено произношение многих групп звуков, нарушен темп   речи (заикание, слишком замедленная или быстрая), в речи много грамматических ошибок; с началом школьного обучения (6-7 лет) появились сложности с чтением и письмом.

Всем родителям я рекомендую пройти с детками консультацию учителя-дефектолога в три года.

— С какими вопросами обращаются родители к дефектологу?

— Чаще всего родители, приходя на консультацию, просят исправить нарушенное произношение звука «р», при этом не замечая других нарушений речи (нарушения произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков). С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения как устной, так и письменной речи. Бывает, произношение правильное, а при письме ребёнок допускает специфические ошибки (пропуски, замены, искажение букв). Диагностику речи можно пройти за одну консультацию, но иногда ребёнку необходимо время, чтобы привыкнуть к учителю-дефектологу. Дело в том, что иногда, видя чужого человека, ребёнок замыкается. Дефектолог может сделать вывод, что он «не говорит», а это, возможно, просто реакция на незнакомого человека.

— Какой возраст ребёнка можно назвать самым «уязвимым»?

— Существует три кризисных периода, когда дети особо подвержены нарушению речи. Первый период приходится на время, когда ребёнок начинает произносить свои первые в жизни слова. Второй — это три года, когда ребёнок идёт в садик. И, наконец, третий период совпадает с появлением письменной речи, когда ребёнок идёт в школу.

— Что способствует развитию речи?

— Речь и моторика тесно связаны друг с другом. Разнообразные упражнения с пальчиками стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Поэтому развивая мелкую моторику, мы, тем самым, помогаем ребёнку развивать его речь, развиваем мышление и готовим его руку к письму.

— С какими проблемами сталкиваются дети школьного возраста?

— Нарушения звукопроизношения создают определённые трудности и у подростков. Был случай, ко мне обратился 11-классник с трудностями произношения звука «р». Парень собирался поступать в военную академию, а из-за небольшого дефекта речи его не могли принять. За неделю мы исправили речевой дефект.

— Как родители могут участвовать в коррекционно-педагогической помощи?

— Родители обязательно должны интересоваться, как проходят занятия, как ребёнок усваивает программу. По мере необходимости учитель-дефектолог приглашает родителей на занятие, чтобы объяснить принцип работы и обучить их основам артикуляционной гимнастики. Кроме того, родители должны следить за выполнением рекомендаций учителя-дефектолога. Как правило, занятия с дефектологом проходят 2-3 раза в неделю по 20-30 минут, и этого недостаточно. Только в процессе непрерывной цепочки родитель-дефектолог-ребёнок коррекция речи пойдёт намного быстрее. Родители должны следить и за своей речью, чётко проговаривать слова, негромко, чтобы ребёнок мог увидеть, услышать и повторить.

Виктория НИКИТЮК.

Поделиться:
  •  
  • 62
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий


error: Незаконное копирование материалов сайта запрещено!