Адаптация ребёнка к школьной жизни (Малоритский район)

Первый класс школы – новый период в жизни каждого ребёнка. Важно, чтобы это время прошло как можно мягче и безболезненно для первоклашки. О том, как помочь в этом школьнику, корреспондент «ГЧ» побеседовала с педагогом-пси­хо­ло­­гом Ма­ло­ритского районного го­су­дар­ственного центра кор­рек­ционно-развивающего обучения и реабилитации, практическим психологом частной практики Ин­ной Булатовой.

— Инна Степановна, как понять, что ребёнок готов к школе?

— Психологическая готовность ре­бёнка к школе заключается в це­лом ряде компонентов. Например, ин­теллектуальная готовность под­разумевает под собой сформи­рованность начальных умений учеб­ной деятельности, развитие всех пси­хических функций,  мелкой моторики и сенсомоторной координации. Второй компонент – личностная готовность: принятие новой со­циальной позиции. У ребёнка должно быть желание идти в школу, а это зависит во многом от позитивного на­строения родителей. Еще одним из компонентов является социально-психологическая готовность. Это зна­чит, что первоклассник должен уметь подчиняться правилам и нормам, уметь действовать совместно, а также владеть навыками установления взаимоотношений. Эмоционально-волевая готовность включает в се­бя умение систематически вы­пол­нять задания,  ограничивать эмоциональные порывы.

— Что еще важно для первоклас­сника?

— Родителям ребёнка, который идёт в первый класс очень важно обратить внимание на речь. Речь – высшая психическая функция. Уровень развития её — один из самых важных показателей интеллекта. Без хорошо развитой речи ребёнку будет трудно взаимодействовать со сверстниками. Это может повлечь за собой ряд труд­ностей, связанных с адаптацией.

На начальных этапах овладения устной и письменной речью (чте­нием и письмом) можно увидеть ряд на­рушений. Ребёнок плохо за­поминает буквы и цифры, путает их при чтении и письме, пропускает бук­­вы, переставляет местами слоги в словах,  не дописывает,  добавляет лиш­ние, переворачивает (по вертикали или горизонтали) элементы букв при написании, путает печатные с про­писными буквами. Быстрое утомление, отвлекаемость, импульсивность, слабость контроля, трудности удержания рабочей по­зы, потеря интереса к учебной дея­тельности. Можно перечислять долго. Если они есть, то это может говорить об определённых индивидуальных особенностях в развитии ребёнка. Таких как: уровень развития восприятия, внимания, па­мяти, мышления, во­ображения, вос­приятия множества, пространства и вре­мени. Развитие моторики как мелкой, так и общей. За всем этим лежит индивидуальный путь развития каждого ребёнка.

— Инна Степановна, что такое адап­тация школьника и сколько примерно она длится?

— Адаптация первоклассника – это процесс привыкания ребёнка к школе. К новому виду деятельности и к но­вым нагрузкам. При благоприятных условиях она длится около двух ме­сяцев. Многие дети проходят этот этап с радостью и безболезненно. Стоит отметить, что в период адаптации под­держка со стороны родителей и близких людей очень важна для детей. Первые месяцы школьной жизни, безусловно,  это стресс. Поэтому ре­бёнку необходимо своим вниманием и заботой помочь с ним справиться.

— Что стоит предпринять роди­телям, если адаптация затягивается и как это распознать?

— В некоторых случаях к школе ребёнок привыкает долго, более полугода. Если вы видите, что малыш не нашёл друзей, у него нет никакого интереса к учёбе, отказывается ходить в школу, это говорит о трудностях с привыканием к новым условиям. Если же наблюдаются негативные поведенческие реакции, ребёнок становится тревожным, импульсивным, проявляет разного рода агрессию, протест, отказ от учебной деятельности, игнорирует требования учителя, то в данной ситуации необходимо обратиться за помощью к специалисту. Всё это проявления тяжёлой формы дезадаптации – утраты способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Особого внимания и незамедлительного обращения к специалистам требуют случаи отказа от общения со сверстниками и взрослыми в стенах школы при сохранной функции в домашней обстановке, ухудшение состояния здоровья (частые головные боли, тошнота, рвота и др.)

— Инна Степановна, какой бы совет вы дали родителям первоклашек?

— Хочется посоветовать всем ро­дителям, не только первоклассников, уметь слушать и слышать своего ребёнка. Набраться терпения, ведь что-то новое – не только интересно, но и не известно. А всё неизвестное вызывает ситуативную тревожность. Вселите в ребёнка уверенность. Оставьте ему право на ошибку, которую он может исправить. Дайте понять ему, что вы всегда рядом и готовы помочь. Главное любить, слышать и разговаривать с детьми!

Подготовила Анастасия Пархомук.

Поделиться:
  •  
  • 5
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий


error: Незаконное копирование материалов сайта запрещено!