Обращения граждан (Малоритский район)
В Малоритский районный исполнительный комитет люди обращаются по различным вопросам как личного характера, так и имеющим общественное значение. Благо, можно отправить письменное или электронное обращение, позвонить на «прямые телефонные линии», которые еженедельно проводятся руководством района, высказаться и во время личного приёма граждан.
Как рассказала начальник отдела по обращениям граждан и юридических лиц Малоритского райисполкома Людмила Габрильчук, в 2020 году в райисполком поступило 378 обращений, что на 16% больше, чем в 2019 году. Причём значительно, с 57 до 87, или на 53% возросло количество обращений, поступивших на «прямые телефонные линии». Это и неудивительно, так как этот вид обращений очень удобен для людей.
— Анализ обращений, особенно устных, свидетельствует о том, что большая их часть находится в непосредственной компетенции местных органов власти, в конкретном случае – сельисполкомов, и подлежит своевременному рассмотрению на местах, однако поднимается на районном, а иногда и на областном уровнях, — отмечает Людмила Владимировна. — Между тем вопросы, относящиеся к компетенции организации, в которую первоначально поступило обращение, должны быть рассмотрены по существу, и о результатах их рассмотрения должен быть проинформирован заявитель в сроки, указанные в ст.17 Закона. Подведомственность при рассмотрении обращений, закрепленная статьями 8, 10 Закона, требованиями подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ) и предусматривает обязанность заявителей подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией. Следовательно, первоначально обращения подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных органах либо в других органах, если вопросы, изложенные в обращении, отнесены к исключительной компетенции этих органов. Указом утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. При этом решения этих местных органов по обращениям могут быть обжалованы в указанные в перечне соответствующие вышестоящие органы. Например, обращение по землеустройству и землепользованию (пункт 20 Перечня) первоначально должно быть рассмотрено в местном органе (сельисполкоме, землеустроительной службе райисполкома, рай-исполкоме), только затем обжаловано в вышестоящий орган (землеустроительную службу облисполкома, Государственный комитет по имуществу). Вышестоящим органом для Малоритского райисполкома является Брестский облисполком. Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (часть первая п.3 ст.10 Закона).
Людмила Габрильчук акцентировала внимание на то, что заявителей волнуют в большинстве случаев вопросы ремонта занимаемого жилого помещения, благоустройства дворовых территорий, содержания дорог, предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и фермерского хозяйства, транспортного сообщения, нарушения строительных норм и правил, обеспечения безбарьерной среды для инвалидов, строительства водопроводных сетей в сельской местности.
– Следует отметить, что решение многих вопросов связано с существенными денежными расходами, и в одночасье их не просто решить, – отмечает Людмила Владимировна. – Тем не менее, например, по решению вопроса безбарьерной среды в городе целенаправленно, поэтапно ведётся работа, и уже многое сделано за последний год. Вспомним и коллективное обращение граждан по благоустройству улицы Энгельса в райцентре. С момента обращения и до решения вопроса прошло более двух лет, но проект, кстати, требующий довольно больших денежных затрат, благодаря поддержке облисполкома был реализован. Обращения акцентируют внимание органов власти на тех или иных проблемных вопросах, актуальных не только для одного человека. И это очень важно. Эти обращения учитываются райисполкомом при принятии решений по соответствующим государственным программам.
Подготовил Алексей Грушевич.