Пристегните ремни

Удержаться за рулем при столкновении можно лишь на «черепашьей» скорости 5 км/ч. Но ведь ездим мы в городе гораздо быстрее. На скорости 60 км/ч человек, вес которого составляет 75 кг, при столкновении подвергается нагрузке в 3 т. Если столкновение произошло за городом при скорости 80 км/ч, то сила инерции, воздействующая на человека, достигает 9 т. Это верная смерть, как, впрочем, и при скорости 60 км/ч. Но только в случае, если водитель или пассажир не пристегнулся ремнем безопасности.
Статистика бесстрастна. Отмечено, что в Швеции за год в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 620—640 человек (население страны составляет 8,3 млн. человек). В Литве столько же людей гибнет не за год, а за 9 месяцев (население Литвы 4 млн. человек). На 1 млн. жителей в Швеции приходится 76 погибших в ДТП, а в Литве —235.
Может быть, литовцы ездят хуже шведов? Ничего подобного. Секрет в том, что пристегиваются ремнями в Швеции 83 % водителей, а в Литве — только 30 %.
Любопытно, что в Швейцарии закон о ремнях безопасности был принят в 1976 г., после референдума, на котором сторонники использования ремней получили преимущество над своими противниками всего в 0,8 %. Сейчас в этом государстве все за ремни безопасности. Ведь с тех пор, как они стали обязательными, число тяжелых травм в результате ДТП снизилось в 5 раз, а легких — в 3 раза.
В Японии подсчитано, что применение ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 случаях из 100. В США опубликованы такие данные: ремни помогают избежать смерти при столкновении в 77 случаях из 100, а при опрокидывании —в 91 случае.
Сейчас во всех цивилизованных странах мира применение ремней безопасности является обязательным. Пренебрежение ими грозит крупным штрафом. В ряде стран водитель, не пристегнувшийся ремнем, в случае аварии не получит страховки. В других государствах применение ремней безопасности увеличивает страховую сумму на 25 %.
Надо сказать, что сейчас производится все больше иномарок, которые или сигнализируют перед началом поездки о том, что водитель не пристегнулся, или отказываются заводиться, пока сидящий за рулем не воспользуется ремнем безопасности.
Такие машины уже появились на наших улицах, но в основной массе отечественный автопарк рассчитан на сознательных водителей. А их у нас, по некоторым подсчетам, всего 2 из 31.
Некоторые водители говорят, что с пристегнутым ремнем ездить неудобно, он якобы стесняет движения, при аварии не успеешь выскочить из машины и можешь сгореть. Резон в этих рассуждениях только один: ремень действительно стесняет движения, если тянуться в бардачок или пытаться открыть правую заднюю дверь. Но ведь можно отстегнуться, открыть дверь и снова пристегнуться.
Что касается опасения сгореть в машине, то это наивно. Когда машина загорается? При сильном столкновении, во время серьезной аварии. Без ремня безопасности водитель обычно погибает, а пристегнувшись, остается жить. У него есть еще несколько секунд, чтобы отстегнуться и выбраться из машины.
В начале ХХ века мировой автопарк насчитывал около 11 тысяч автомобилей. На долю России приходилось несколько десятков машин, причем все они были легковые — французского и американского производства. С 1908 года начал собирать автомобили Русско-Балтийский вагоностроительный завод в Риге и через 5 лет их по стране уже разъезжало около 12 тысяч. В те времена Россия по уровню автомобилизации занимала десятое место в мире.
Что касается Беларуси, то в 1910 году здесь машины можно было пересчитать по пальцам: в Минской губернии их было 12, в Могилевской – 7, Витебской – 14, Гродненской – 19, Виленской – 13. Дорог, пригодных для движения, не было, поэтому автомобиль обслуживал горожан.
В дорожном круговороте центральная фигура – водитель. В его распоряжении руль и педаль «газа». В его владении находится транспортное средство – источник повышенной опасности. От его мастерства, самообладания, сознательности, умения зависят здоровье и жизнь как самого водителя, так и других людей. На водителя ложится большая ответственность, о чем отдельные из них часто забывают.
В спорте скорость в цене, она приносит славу и медали. На дороге же скорость зачастую приводит к инвалидному креслу или на кладбище.
В чем же заключается опасность скорости? В большей степени в том, что автомобиль невозможно остановить мгновенно на том месте, где его застала опасность, в тот момент, когда возникла необходимость. С ростом скорости движения возрастает тормозной путь автомобиля. На повышенных скоростях работа водителей усложняется и требует большого напряжения. Желание ехать быстрее зачастую вызывает необдуманные обгоны. Все эти факторы многозначительно увеличивают вероятность ДТП. Не нужно подтверждать бесспорную истину, что чем выше скорость, тем больше шанс оказаться участником дорожно-транспортного происшествия. С увеличением скорости катастрофически возрастает тяжесть последствий.
Влияние скорости движения на уровень аварийности и особенно тяжесть последствий ДТП доказаны результатами научных исследований, неоднократно проводившихся во многих странах. Например установлено, что снижение средней скорости движения на 1-2 км/час ведет к уменьшению количества ДТП с пострадавшими на 10 %. Из обзорного анализа исследований, проводившихся европейскими учеными следует, что на дорогах с ограничением скорости свыше 50 км/час, главным образом вне населенных пунктов, при уменьшении средней скорости на 1 км/час количество всех ДТП сокращается на 2 %, а в жилых районах – на 4 %.
В Дании было подсчитано, что если бы все водители соблюдали скоростной режим, ежегодно в ДТП погибало бы на 100 человек меньше и на 17 тысяч человек было бы сокращено число раненых.
Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безаварийной работы водителя. Всем понятно, что чем выше скорость, тем тяжелее последствия ДТП. Поэтому при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако, надо иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения, подготовленности водителя.
Скорость, с которой можно безопасно двигаться в конкретной обстановке, должна зависеть от возможности остановить автомобиль при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить. На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока.
Причина этого явления заключается в том, что водитель автомобиля, движущегося со скорость меньшей, чем средняя скорость потока, обгоняется большинством транспортных средств и становиться объектом для наезда сзади, в то время как водитель автомобиля, двигающийся с превышением средней скорости потока, сам совершает частые обгоны, что увеличивает вероятность совершения ДТП.
Особую осмотрительность при выборе скорости движения водитель должен проявлять на скользком покрытии, где даже незначительное, но резкое торможение или резкое ускорение может привести к заносу. Безопасность движения на таких дорогах можно обеспечить значительным снижением скорости.
При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля.
Выбирая скоростные режимы движения, водитель должен неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения, не превышать скорость движения, установленную соответствующими дорожными знаками, а также максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой транспортного средства.
Следует также знать, что за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 1 базовой величины, а за превышение водителями установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 2 базовых величин. Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 километров в час влечет штраф в размере от 2 до 10 базовых величин. Превышение установленной скорости движения на величину от 20 километров в час и более, совершенное водителем повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие нарушения, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин или лишение права управления транспортным средством сроком до 1 года.
Старший госавтоинспектор ОГАИ Малоритского РОВД Юрий Гайдучик.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий


error: Незаконное копирование материалов сайта запрещено!