“От 20 коров до хозяйства-миллионера” 48 председательских лет Леонида Леонова (Малоритский район)
История Малоритского района да и Брестчины в целом неразрывно связана с именем поистине легендарного человека – Леонида Ивановича Леонова, который на протяжении 48 лет не просто возглавлял колхоз «Заветы Ленина», а сумел сделать хозяйство передовым, вложив в него все свои знания, всю силу и любовь. «Заветы Ленина», а ныне СУП «Хотиславский» – детище Леонида Леонова, его жизнь и судьба.
Молодой председатель
В 1950 году после окончания Витебского сельскохозяйственного техникума молодой паренек Леонид из деревни Лучонки, что на Смоленщине, по рас-пределению приезжает в Малориту. Начинающий агроном тогда еще не знал, что именно деревня Хотислав, которую он со временем прославит на всю республику, станет для него второй родиной. Здесь он создаст семью, вырастит троих детей, дождется шестерых внуков и пятерых правнуков. Но все это будет потом, а пока Леонид Леонов устраивается на свое первое рабочее место – агрономом в управление сельского хозяйства, спустя какое-то время он переходит на должность помощника начальника политотдела по комсомолу. Перспективного и целеустремленного парня замечает руководство области.
– Однажды меня вызывают в облсельхозпрод и предлагают поехать на учебу в Тимирязевскую сельхозакадемию, что в Москве, – вспоминает Леонид Иванович. – Обрадовавшись, я, конечно, сразу не раздумывая согласился.
Но по приезду в Малориту Леонида Леонова ждало глубокое разочарование. Занимавший в то время должность секретаря райкома партии Владимир Коваленко порвал направление на учебу, объяснив свой поступок тем, что в таких специалистах, как Лео-нид Леонов, очень нуждается район, и предложил агроному возглавить колхоз в Хотиславе. Выбора у Леонова не было: раз партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»
С непростыми мыслями ехал Леонид Иванович на скрипучей телеге, колеса которой время от времени вязли в сыпучем песке, из Малориты в Хотислав на отчетно-выборное собрание. Перед глазами молодого человека предстала далеко не радужная картина: бескрайние пески сменялись топким болотом. Дороги как таковой до Хотислава и в помине не было, добирались лесными тропами. То первое собрание, когда его избрали председателем колхоза, Леониду Ивановичу запомнится надолго. В накуренном помещении долго и бурно шло обсуждение. Чего греха таить, с недоверием восприняли сельчане кандидатуру 23-летнего Леонида Леонова, слишком молодым им казался будущий руководитель, сравнивали с предшественником, мол, не вытянет он хозяйство, которое и так на ладан дышит. А времена действительно были суровые. Крестьяне не хотели вступать и трудиться в колхозах, не веря в их будущее. Леонид Леонов, которого всё-таки избрали председателем, понимал, что, во-первых, необходимо у крестьян завоевать авторитет. А для этого важно собственным примером показать, как нужно и как можно работать на земле, чтобы был результат.
– До сих пор благодарен своим родителям, которые приучили меня к труду на земле, – говорит бывший председатель. – Помню, отец еще сызмальства объяснял мне, что к земле нужно относиться с любовью, вкладывая в нее душу, и тогда она отблагодарит тебя хорошим урожаем.
Хозяйство, которым начал руководить Леонов, представляло собой жалкое зрелище. Животноводческая отрасль не насчитывала и двадцати коров, о какой-либо технике приходилось лишь мечтать. Корма заготавливать было негде, потому что вокруг песок и болото, да и рабочих рук в хозяйстве катастрофически не хватало. Сказывалась близость райцентра и Бреста, куда на работу старались устроиться жители Хотислава. Многие в то время уезжали на заработки в Сибирь. Ситуация в хозяйстве складывалась более чем аховая. Казалось бы, разве может 23-летний юноша что-то исправить? Оказывается, что даже и один в поле – воин, что при грамотном решении вопросов можно достичь многого, даже, казалось бы, невозможного.
– Если откровенно, то и колхоза как такового в то время не было, – вспоминает Леонид Леонов. – Все приходилось начинать с нуля. На песках высаживали лес, первые в районе принялись проводить мелиорацию. Вначале приходилось работать вручную. Копали канавы, осушали болота, чтобы потом создать прочную кормовую базу.
Чтобы решить кадровый вопрос, Леонид Иванович поступает мудро. Строит общежитие и из соседней украинской деревни приглашает на работу девчат. Тогда в «Заветы Ленина» трудоустроилось около 40 женщин, многие из которых, выйдя замуж за местных парней, так и остались жить на Малоритчине.
В 1954 году с местной девушкой Устиньей Фёдоровной, которая в то время возглавляла Хотиславский сельский Совет, сочетался браком и сам Леонид Иванович. Было бы, наверное, несправедливым, говоря о достижениях Леонида Леонова, ни слова не сказать и о его жене, подруге и соратнице. Ведь вместе, рука об руку, по жизни идут они на протяжении 65 лет.
Устинья
Устинья Фёдоровна на три года старше мужа. Родилась она в бедной крестьянской семье. Отец умер рано, оставив на руках у жены семерых детей.
– У меня было тяжёлое детство, – вспоминает Устинья Фёдоровна. – Четырёх дочерей и трех сыновей на ноги поднимала одна мама. Трудно ей было. Всю мужскую и женскую работу взвалила она на свои хрупкие плечи.
Устинья закончила 4 класса польской школы и 4 класса в послевоенное время.
– Моих ровесников родители отправляли учиться в очень популярные в то время фабрично-заводские школы, – продолжает разговор Устинья Фёдоровна. – Я осталась дома, чтобы помогать маме. Тем более, мне тогда предложили поработать секретарем в сель-ском Совете.
Если бы Устинья знала, что будет стоять под прицелом бандеровского автомата, то, конечно, не согласилась бы на эту должность. В послевоенные годы в окрестностях Хотислава блуждали бандиты, которые без жалости убивали местных активистов, особенно охотились за председателями сельских Советов. Неспокойное было время, страшное. Вроде бы и фашизм победили, а по ночам раздавались звуки выстрелов.
– Днём вроде бы всё спокойно, а только сумерки опускаются на деревню, страх нападает жуткий, хочется спрятаться, а некуда, – вспоминает Устинья Фёдоровна. – Каждый день приходили страшные новости: бандитами был убит заведующий сберегательной кассой, расстрелян молодой парень из Бреста, который служил в милиции. А потом добрались и да нашего председателя сельского Совета. Как сегодня помню тот злосчастный вечер. Только что закончилось заседание исполкома. Все разошлись по домам. Приводя документы в порядок, я задержалась в сельсовете. Вдруг в кабинет врываются пятеро вооруженных мужиков. С первого взгляда я поняла, что за незваные гости пожаловали к нам, испугалась до смерти, но виду не подала.
– Где председатель? – спросил незнакомец в шинели, наверное, самый главный из них.
– Все давно разошлись по домам, – как можно спокойнее, чтобы не выдать волнения, ответила Устинья.
Мужик в шинели подошел к стене и, со злостью ткнув дулом автомата в висящий герб, сквозь зубы процедил:
– Повесили конское копыто. Мы покажем вам советскую власть. Веди быстрее к председателю.
Прицел автомата уставился на худенькую, дрожащую от страха фигурку Устиньи. Её жизнь висела на волоске. «Убьют, – подумала про себя девушка. – Как обидно и несправедливо, только начала налаживаться мирная жизнь, и умереть от рук каких-то извергов».
Словно находясь в каком-то обволакивающем тумане, сотканном из страха, Устинья не помнит, как вышла из здания сельского Совета, как подошла к дому Ефима Гавриловича Бенесюка, пролезла сквозь дырку в штакетнике во двор и онемелыми пальцами тихонько постучала в окно.
– Кто там? – послышался женский голос.
– Это я, Устинья. Тут пришли какие-то военные и спрашивают председателя, – полушепотом проговорила девушка. – Но ведь он не скоро выйдет.
– Не скоро, – подтвердил женский голос.
Это был условный знак для председателя, который к тому времени, вооружившись, поджидал у окна бандитов. Устинья, согнувшись, бросилась изо всех сил бежать.
– От председательской избы до моего дома примерно полкилометра, как я их преодолела, не помню, – говорит Устинья Фёдоровна. – Как только вошла в дом, сразу бросилась к спящим сестрам и притворилась, что тоже сплю. А сердце так сильно бьется, что вот-вот выскочит из груди. Через минуту на улице послышался топот бегущих, затем прозвучали выстрелы. Утром я узнала, что в схватке с бандитами погиб председатель. К счастью, в скором времени банду уничтожили. Спустя какое-то время сельский Совет возглавила Устинья Фёдоровна.
Удивительное совпадение, но перед тем как руководителем колхоза «Заветы Ленина» стал Леонид Леонов, должность председателя предлагали Устинье Фёдоровне.
– Меня упрашивали в райисполкоме, но я категорически не соглашалась, понимая, что не справлюсь с возложенными обязанностями. Даже плакала. Ну, какой из меня председатель колхоза, ведь меня даже слушать никто не станет, – вспоминает женщина.
Вот тогда в жизни Устиньи и появился Леонид Леонов, который снимал у её матери комнату. После замужества Устинья оставила свою работу председателя сельского Совета, потому что так они с мужем решили, и устроилась работать начальником почтовой связи.
Уроки Петра Машерова
Настоящим наставником для Леонида Ивановича, человеком с большой буквы был и остается Петр Миронович Машеров, который не один раз заезжал в «Заветы Ленина».
– Помню, первый раз Пётр Миронович приехал в наше хозяйство, когда меня только выбрали, – вспоминает Леонид Леонов. – Поинтересовался, как идут дела. Потом поехали по хозяйству. Везде бездорожье. Смогли подъехать только к Мельникам, дальше машина не пошла. Переобувшись в сапоги, которые я всегда возил с собой, пошли пешком. За разговором Петр Миронович пообещал, что приедет в хозяйство еще раз. И сдержал свое слово. Как же он удивился, когда увидел благоустроенные дороги, которые мы к тому времени хозспособом привели в порядок.
Таким открытым, искренним, человечным и в то же время справедливым, как Пётр Машеров, был и остается Леонид Иванович. С разными вопросами и проблемами в любое время суток к нему могли обратиться сельчане, и он всегда старался помочь если не материально, так добрым словом или дельным советом. Его жизненное кредо: всегда и при любых обстоятельствах оставаться человеком и по- человечески поступать с людьми. Неудивительно, что к нему тянулись сельчане, которые и до сих пор помнят и любят своего председателя. В этом и заключается простой секрет его успеха и процветания «Заветов Ленина». Ведь дело не в количестве техники или поголовья крупного рогатого скота, хотя и они играют не последнюю роль, а в человеке, его отношении к своему делу. К слову, в конце 60-х годов прошлого столетия в «Заветах Ленина» получали с гектара по 25-30 центнеров зерновых культур, а также 150-170 центнеров картофеля. Неплохие результаты по тем временам.
До сих пор Леонид Леонов помнит тот момент, когда в 1954 году хозяйство получило новенький трактор без кабины, но на железных колесах. Михаил Данилюк был первым механизатором, который на этой чудо-технике начал пахать поле, проложив первую борозду. Тогда целая деревня сбежалась посмотреть, как работает трактор. Вот с такой техникой начинали когда-то в «Заветах Ленина». Со временем Михаил Данилюк, один из лучших механизаторов Малоритского района, пересел на более мощный трактор. Кстати, в хозяйстве мужчина проработал более 40 лет.
Как талантливый руководитель Леонид Леонов сумел сплотить вокруг себя команду сильных и опытных единомышленников, беззаветно преданных хозяйству. Достаточно вспомнить только некоторых из них. Это бригадиры полеводческих бригад Василий Михайлович и Василий Петрович Пищики, тракторист Онуфрий Савчук – кавалеры ордена Ленина. Главный агроном хозяйства Степан Повчелюк награжден орденами Октябрьской революции и «Знак Почета», не единожды участвовал в ВДНХ СССР, откуда возвращался с медалями. Бригадир Мельниковской бригады Николай Герасимук был удостоен почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства БССР», награждён орденом Дружбы народов, медалью «За трудовую доблесть». Главный инженер сельхозпредприятия Владимир Кашко также был отмечен многими наградами, в том числе орденом «Знак Почета». Сам же Леонид Иванович никогда за регалиями не гонялся, о своих наградах и заслугах говорить не любит. «Главное, что обо мне люди скажут, как они оценивают мой труд», – считает бывший руководитель «Заветов Ленина».
Тем не менее, за многолетний труд Леонид Леонов награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, «Знак Почета», он заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь и почетный гражданин Малоритского района.
Звёздный час
Начало 70-х – конец 80-х годов прошлого столетия – это самый расцвет хозяйства. О достижениях Леонида Леонова пишут не только районная, областная, но и республиканские и даже всесоюзные газеты. Его фотографии печатаются на первых страницах, к нему за опытом едут коллеги из других хозяйств. В «Заветах Ленина» во всю ведется строительство материально-производственной базы, радуют надои и привесы, растет благосостояние сель-ского населения.
Кардинально меняется в это время и сам Хотислав. Как грибы после дождя появляются благоустроенные современные коттеджи и многоэтажки, построенные за счет колхоза, прокладывается водопровод, асфальтируются дороги, строятся школа, детский сад и амбулатория. В деревне возвели шикарный Дом культуры, аналогов которому не было не только в районе. В Хотислав давать концерты приезжают многие именитые артисты, среди которых и София Ротару.
– Все строительство велось исключительно на благо людей, простых тружеников села, – говорит Леонид Иванович. – В то время отреставрировали местную церковь и возвели часовню на кладбище, которое также благоустроили.
Будучи депутатом Верховного Совета БССР, Леонид Леонов проводит газификацию Хотислава, за что ему до сих пор благодарны сельчане.
Потом настали 90-е. Развал Советского Союза председатель переживал тяжело. Обидно было за страну, больно было смотреть на то, как все рушилось и летело в тартарары. Что дальше будет с колхозами, никто не знал. В начале 90-х новоявленные «демократы» коллективному хозяйствованию пророчили полный крах и призывали разогнать «красных помещиков». Но он до конца остался верен своему делу, не изменил коммунистическим взглядам и не выбросил свой партбилет. В те непростые годы хозяйство не просто выстояло, а выжило и продолжало развиваться, оставаясь прибыльным. Только в 2001 году, в возрасте 71 года, отдав хозяйству 48 председательских лет, Леонид Иванович Леонов оставил свой пост.
Сейчас Леоновы живут тихо и скромно в своем уютном доме, который когда-то построил Леонид Иванович. У них редко бывают гости, и они им бесконечно рады. Правда, супруги не одиноки, своих стареньких родителей постоянно навещают дети, внуки и правнуки. В декабре 2019 года этот удивительный, необыкновенно скромный человек отметит своё 89-летие.
Екатерина Яцушкевич.