Дорога жизни Павла Касьяника протяжённостью в 90 лет (Малоритский район)
Павел Ульянович Косьяник родился, вырос и всю жизнь прожил в деревне Галёвка. Всего в семье родилось 6 детей, двое из которых умерли еще в младенчестве. У родителей было большое хозяйство и много земли: три гектара пашни и три гектара сенокоса. Поэтому с малых лет у детей были свои обязанности по хозяйству. Несмотря на всю тяжесть крестьянского труда, думали родители и об образовании детей. До 1939 года мальчик успел окончить три класса польской школы, которую построили в родной деревне. Хочется отметить, что и сегодня, в свои уважаемые годы, Павел Ульянович знает наизусть и с удовольствием декламирует стихи на польском языке. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР до начала войны закончил и четвёртый класс уже советской школы.
Желание учиться было велико, но началась война. Она отобрала не просто мирную жизнь, стремления, желания, отобрала детство.
– Это было раннее утро, я еще лежал, мама возилась в доме, как вдруг сильный грохот, – вспоминает Павел Касьяник.- Мы не сразу поняли, что происходит. В семь часов утра в деревню приехали солдаты, которые и сказали, что началась война. Вот точно это было для нас как гром среди ясного неба. В тот же день я впервые увидел немцев. Что я чувствовал тогда? Как и любой ребёнок, испытывал жуткий страх, неопределённость, но верил, что наша армия самая сильная. Папа мой вместе с маминым братом, который был председателем сельского Совета, смогли уйти к нашим. Мы очень плохо жили. Был голод, маленький кусочек хлеба мама делила на всех, вместо супа была похлёбка.
Сейчас это невозможно даже представить, но холодную зиму 1942-43 годов жители деревни провели в лесу. Жили в землянках, какую-то еду готовили на костре. Но вера в справедливость, в свою страну помогала выживать.
Запомнился Павлу Ульяновичу ноябрь 1942 года. С самого утра в деревне появились немцы, всех жителей согнали в здание школы. Немецкий офицер стал требовать, чтобы люди признались, кто дал советским военнопленным продукты питания и одежду, чтобы переодеться. Никто не сознавался, говорили, что не видели военнопленных в деревне. Немецкий офицер не поверил, пригрозил, что будут расстреливать сельчан через одного, пока не признаются. Но тут за людей заступился солтыс. Он стал убеждать немцев, что деревня маленькая, если бы и был кто-то, то это не осталось бы незамеченным. Сказал, что, скорее всего, этот военнопленный перепутал названия деревень. Вместо Хмелёвки назвал Галёвка.
Во время войны многие дома в деревне были сожжены, жить было негде. На ещё не окрепшие плечи 15-летнего подростка легла вся мужская работа. Он сам построил «времянку», где и жила семья. В 1944 году после освобождения Беларуси вернулся домой отец. Но он был очень болен и вскоре умер.
Со временем парень хорошо освоил столярное дело, которое на долгие года стало его любимым занятием. За свою жизнь Павел Касьяник построил двадцать домов, часто люди обращались и по другим нуждам. Столярный инструмент всегда был в деле.
Когда организовали колхоз, молодой парень стал трудиться в полеводстве. Тогда работали за трудодни. За 280 выходов давали один гектар покоса и тридцать соток земли, чтобы посадить картошку. Но люди не унывали, старались работать. Все понимали, что послевоенное время не может быть лёгким.
С 1951 по 1954 год Павел Ульянович служил в армии. Служба проходила в городе Ленинграде в строительном батальоне. После возвращения домой около трех лет работал строителем в Малорите. Но душа стремилась к земле, поэтому, когда председатель колхоза Иван Галанов предложил работу в местном колхозе «Дружба», не раздумывая, согласился. На то время он уже и женился. Жена также работала в колхозе полеводом.
Устроившись в колхоз, Павел Касьяник некоторое время трудился в мастерской, изготавливал повозки для лошадей. Когда колхоз стал получать технику, совместно с ДОСААФ была организована в деревне Ланская работа группы по подготовке водителей из числа местных мужчин. Павел Ульянович рассказывает, что познавать азы новой профессии было очень интересно. К слову, как вспоминает мужчина, 34 рубля за обучение оплачивали сами ученики, а остальные 90 рублей – колхоз. Так с 1968 года Павел Касьяник стал работать водителем.
– Мне всегда нравилось учиться, – говорит Павел Ульянович, – Когда началась война, было очень обидно, что не могу продолжить ходить в школу и получать знания. Поэтому, как только в Ланской открылась вечерняя школа, очень обрадовался возможности получить восьмилетнее образование. Было, конечно, сложно всё совмещать, но знания многое дают в жизни. Я всегда любил читать, каждую свободную минутку отдавал книгам. Любовь к чтению пришла с первой книгой Островского «Как закалялась сталь».
Водителем мужчина проработал 22 года. Работы, как вспоминает, хватало. Кроме подвоза кормов, до 1975 года часто ездил в Кобрин, возил лён на льнозавод. А зимой вывозили торфокрошку на поля. Возил сахарную свеклу в Жабинку на сахарный завод. Рабочий день был ненормированным. А дома надо было управиться с хозяйством.
После выхода на заслуженный отдых мужчина еще три года проработал водителем пожарной машины. Пока позволяли силы, держал хозяйство, столярничал. Жена всегда и во всём поддерживала мужа, но вот уже больше 10 лет её нет в живых. Двое сыновей, Виктор и Степан, всегда были гордостью отца.
В беседе прошу Павла Ульяновича поделиться секретом долголетия.
– Какой секрет, – с улыбкой говорит мужчина, – в первую очередь это строгость к себе. Нельзя себя жалеть, необходимо наоборот исполнять правила жизни. Каждый такие правила сам определяет для себя. Я, например, всю жизнь, каждый день делал зарядку. Выполнял 16 армейских комплексов. Ещё одним правилом для меня было иметь опрятный внешний вид. А самое главное, как мне кажется, это, несмотря ни на что, любить жизнь. Это самый главный дар, который даётся человеку. Не надо копить в сердце злость, только добро. Проснулся утром, улыбнись новому дню и принимайся за работу, тогда и думать о плохом времени не будет. Я счастливый человек. У меня хорошие дети, внуки, правнуки. Конечно, тяжело было по жизни. Но всё это не зря.
Анастасия Пархомук.