Письмо из России о дружбе, испытаниях и людях

 

В редакцию районной газеты «Голас часу» пришло письмо из России. Автор Анна Воронкова рассказала о своей родственнице, судьба которой тесно связана с Малоритчиной. С поучительной историей, которая в очередной раз доказывает, что настоящая дружба есть и она проверяется годами и испытаниями, мы решили познакомить наших читателей.

«Все боятся,  что в старости останутся одни. Многие думают,  что вот дети (они-то точно) позаботятся. Но жизнь складывается по-разному. Кому-то повезло,  и дети – рядом. А у кого-то они выросли и уехали  жить в другой город. Бывает, дети уходят раньше родителей или сами нуждаются в помощи. А бывает,  у человека при жизни не было детей – не нашел хорошего спутника,  с кем создать семью. Неужели в старости человек будет обречен на одиночество и забвение, никто ему не подаст стакан воды? Совсем нет, если ты умеешь дружить и тебе повезло с друзьями, как в этой истории» – повествовалось в письме.

Светлана Воронец,  дочка учитель­ницы начальных классов Марии Кондратовой,  родилась в Малорите в 1950-х годах. Света окончила первую школу и уехала учиться в Украину. Вскоре познакомилась по переписке с будущим мужем и отправилась в Севастополь. Так случилось,  что развелась, детей не было. Всю жизнь Светлана проработала на морском заводе химиком в отделе экологии на Черном море. В 1991 году Советский Союз распался, Крым остался в Украине, завод выкупили иностранцы. В трудные 1990-е Светлана и ее коллеги-инженеры перебивались, как могли, живя в общежитии без горячей воды, работая кто уборщицей, кто поваром. Шли годы…  В 2014 году,  после того как Крым вошел в состав России,  жизнь стала спокойнее,  но цены выросли,  а пенсия девальвировалась. Всё это время Светлана писала письма подругам в Малориту,  поддерживала связь и раз в год старалась приезжать в родной город к брату. А в 2017-м,  когда похоронила брата,  восстановила связи и с одноклассницами – появилось время и возможность встретиться,  пообщаться. Прогулки,  воспоминания. Она заново узнавала свой милый родной город – «современный, с развитой инфраструктурой» (так делилась впечатлениями она в письмах). А когда уехала,  писала о том,  как хорошо ей было в Беларуси», – рассказывала автор письма о своей тёте.

Так вышло,  что осень 2022 года стала ее последней. Светлана приехала, как всегда, ненадолго, решить кое-какие дела и повидать подруг. Профессиональные белорусские врачи обнаружили у нее рак крови,  который никто не находил в Севастополе. «Удивительно, что простой малоритский участковый терапевт, не гематолог, имея только один общий анализ крови,  уже всё понял и пришел ко мне домой», – писала Светлана в дневнике. «Где лечиться? Куда ехать?» – задавалась она вопросом. «Оставайся в Беларуси,  там хорошая медицина», – уговаривала ее московская сестра.

У Светы осталось много заметок о том, какие человечные и профессиональные врачи в Беларуси. «Здесь я постоянно на связи со своим участковым. Он мне звонит почти каждый день,  спрашивает,  рекомендует», – писала она.

Приехала Светлана на пару недель, а осталась на несколько месяцев и еще попала в больницу. В октябре начали курс химиотерапии. Ее сестра и друзья из других городов были на связи в течение всей болезни. А кто помогал,  кто был всегда рядом,  когда Света выходила после химиотерапии? Кто дал ей теплую одежду,  когда похолодало? Одноклассницы Татьяна, Валентина, Ольга и соседка Вера. Это они готовили ей суп, помогали с продуктами, носили вещи в больницу. Это они помогали ей решить насущные вопросы  – открыть счет в банке, чтобы хотя бы пенсию можно было получить из России.

Подскочила температура, «скорую» вызвала соседка. В тот же вечер, 6 декабря, Светы не стало. Подруга Татьяна сообщила печальную весть родственникам,  они приехали и проводили Свету в последний путь. Все формальности по похоронам тоже взяли на себя Татьяна и соседка Вера. Ещё одна подруга, Валентина, оповестила друзей Светланы в «Одноклассниках».

– Не знаю, что бы мы делали без помощи Татьяны и Веры, – говорит племянница. – Они организовали место на кладбище,  заказали гроб,  получили свидетельство о смерти – а сколько это трудов! Татьяна зарезервировала кафе и накрыла стол. Пригласила трех других подруг. Мы доехали из Москвы ночным поездом до Бреста, в Малориту приехали автобусом. От стрессовой ситуации,  а еще в чужом городе,  другой стране,  человек вообще теряется. А тетины подруги нас приняли так, как будто знали нас всю жизнь,  подарили нам тепло,  которое,  видимо,  было предназначено для Светы.

Крымские подруги Светы очень волновались, что она будет одна в свой последний час. Но она не была одна. А на поминальном обеде по видеосвязи подруги из Малориты поговорили с ее друзьями из Севастополя и Испании, те от души благодарили за помощь.  Светлана ушла, но она соединила между собой родственников и подруг из разных городов. «Как замечательно,  что есть они – верные друзья!» – с благодарностью писала в своём письме Анна Воронкова.

Подготовила Светлана МАКСИМУК.

Фото из личных архивов Татьяны ГУБАРЕВИЧ и Ольги КОНДРАТОВОЙ.

Поделиться:
  •  
  • 13
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий