Фокус внимания. Профессия не для мужчины?

Сегодня учителей-женщин в учреждениях образования больше, чем их коллег-мужчин. Профессия учителя постепенно из мужской (мы можем вспомнить имена многих известных педагогов-мужчин) стала почти женской.

Как рассказала заместитель начальника отдела по образованию Лидия Пищик, сейчас в системе образования Малоритского района работает 716 педагогов, из них мужчин – 88 (12,3%). Больше всего педагогов-мужчин трудится в районной гимназии и средней школе №2 (по десять), Мокранской, Радежской и Луковской средних школах (по шесть),  меньше всего – в Замшанской базовой школе, Ланской СШ, Ляховецкой СШ и Мельникской базовой школе. А в Чернянской СШ и Малоритском районном центре дополнительного образования разумное, доброе, вечное «сеют» по одному педагогу-мужчине. Три мужчины в районе являются директорами учреждений образования, два – заместителями. Среди предметников представителей сильной половины человечества больше всего преподающих физическую культуру и спорт, допризывную подготовку, трудовое обучение, физику, географию, математику.

Так почему же так немного у нас педагогов-мужчин? И почему из этой профессии часто уходят представители сильного пола?

Елена Керкес, педагог-психолог Збуражской средней школы:

– Воспитанием и обучением детей исторически занимались женщины. Они были слабее физически (мужчина был добытчиком), но выносливее психологически и могли одновременно следить на несколькими процессами, чтобы сохранить потомство: развести огонь, приготовить еду, успокоить ребёнка, почувствовать приближающуюся опасность и т. д. В современном мире на выбор профессии влияют всё те же генетически заложенные факторы. Поэтому мужские профессии всегда очень конкретные, нацелены на выполнение основной задачи, в то время как к детям нужно искать подходы. По-моему мнению, для привлечения мужчин в учительство нужно повышение престижа этой профессии.

Юрий Касянюк, начальник штаба Малоритского районного отдела внутренних дел:

– После окончания школы я поступил учиться на спортивный факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. На первое место работы после окончания вуза был направлен в Малоритскую районную гимназию. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, вернулся в то же учебное заведение. Но со временем решил воплотить в жизнь свою мечту детства – носить  погоны милиционера. В этой профессии, считаю, больше условий для карьерного роста, чем в профессии педагога. А это для мужчины является немаловажным.

Мартин Димитров, учитель английского языка районной гимназии:

– В учреждении образования я работаю первый год. Но уже с уверенностью могу сказать, что учительский труд по-настоящему творческий.  Он требует большой интеллектуальной работы. В школе я учился хорошо. Мечтал стать учителем географии. Другие варианты не рассматривал. В 10 классе влияние на выбор специальности оказала учительница английского языка. Хотелось во всём быть похожей на неё. Среди моих родственников много педагогов: мама – учитель в музыкальной школе, тётя – директор школы и преподаёт английский язык. Работа учителем не позволяет расслабиться: постоянно возникают новые ситуации, вопросы, на которые необходимо искать ответы и решения. Думаю, что между педагогом-женщиной и педагогом-мужчиной различия больше личностные. Важны мастерство, эрудиция, культура общения – то, что не от пола зависит. Мне нравится работа, которой занимаюсь, поэтому хотел бы остаться в профессии.

Практически уникальный случай встретить в учреждениях образованя Малоритчины мужчину–учителя белорусского и русского языка и литературы, учителя начальных классов, воспитателя в детском саду. В Хотиславской СШ можно познакомиться с единственным на сегодняшний день в районе мужчиной-учителем начальных классов.  Это Сергей Игнатьевич Смаль. Педагогической деятельности он отдал 34 года. И в своей профессии не разочаровался. Сергей Игнатьевич считает: чтобы прийти в профессию и остаться в ней, нужно любить то, чем занимаешься.

Надо сказать, что для популяризации профессии педагога сегодня сделано немало. И тех молодых людей, кто поступает в вузы, желая выбрать профессию учителя, с каждым годом становится всё больше. Другой вопрос, что после обязательной отработки остаются в школе единицы. И совсем не потому, что разочаровываются в профессии,  скорее, поздно понимают, насколько она многогранная, сложная, ответственная, требующая не только отдачи сил и времени, но ещё и терпения, ведь с детьми работать непросто.

Николай  НАУМЧИК.

Фото автора.

 

Поделиться:
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий